Цифровизация Арктики: Мурманск и Владивосток свяжет «Полярный экспресс»

Цифровизация Арктики: Мурманск и Владивосток свяжет «Полярный экспресс»
21 Апреля 2021

В мае-июне начнётся глубоководная прокладка ВОЛС по Северному морскому пути


Строительство уникальной по своим параметрам трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по маршруту Мурманск – Владивосток начнётся в конце мая – начале июня текущего года. Об этом накануне, 20 апреля, на пресс-конференции в ТАСС сообщил заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай, уточнивший, что проект в медиа-пространстве будет продвигаться под брендом «Полярный экспресс».

– Целью пресс-конференции является информирование о начале этапа глубоководной прокладки кабеля, который начнётся в конце мая – начале июня текущего года. Этот проект является ключевым для информатизации трассы Севморпути и станет основой цифровизации всей Арктической зоны РФ, – сказал Александр Пошивай.

Как отметил генеральный директор компании «Управление перспективных технологий» (главный исполнитель проекта) Алексей Стрельченко, работы планируется завершить в 2026 году. При этом первые – западные участки ВОЛС – будут сданы уже к 2022 и 2024 годам, а большинство восточных – к 2026 году. Высокотехнологичная подводная магистральная линия связи «Полярный экспресс» включает 6 пар оптических волокон, имеющих пропускную способность 100 терабит/сек., получит возможность дальнейшего наращивания пропускной способности за счёт как наземного (берегового) оборудования, так и применения новейших решений в области волоконно-оптической связи.

На сегодняшний день уже завершены необходимые исследования, получены требуемые разрешения на строительство, построена береговая станция в посёлке Териберка (Мурманская область), ведутся работы по проектированию и строительству береговых станций в посёлке Амдерма (НАО) и в пгт Диксон (Красноярский край). «Данная линия связи обеспечит надёжными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовую инфраструктуру Арктики, на трассе Севморпути и в пределах Дальневосточного федерального округа, способствуя тем самым цифровой трансформации водного транспорта и смежных отраслей», – отметил А.Пошивай.

По его словам, протяжённость линии связи «Полярный экспресс» составит 12,65 тыс. км. Линия будет проложена по географически кратчайшему маршруту между Европой и Азией и представит целый ряд преимуществ участникам проекта и будущим пользователям.

В работе по прокладке будет участвовать флотилия из девяти судов, в том числе, двух кабелеукладчиков. Планируется, что подводный кабель в целях обеспечения его сохранности на морских участках будет заглублен в дно на полтора метра, а там, где это невозможно по геологическим и иным причинам, будет «одет» в одинарную или двойную броню с усилием на разрыв до 50 тонн.

«Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий – это поддержка новых торговых маршрутов между Европой и Азией по трассе Севмпорпути, стимулирования цифровой трансформации отрасли, внедрения новых технологий и как итог – нового качества жизни людей», – отметил заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков. По его словам, оператор ВОЛС – ФГУП «Морсвязьспутник» – в настоящее время ведёт переговоры с потенциальными партнёрами для обеспечения стыковки системы «Полярный экспресс» с существующими национальными и международными магистральными сетями, а также для привлечения потенциальных потребителей.

В свою очередь глава ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов отметил, что грузооборот 18 портов Арктики в 2020 год составил 996 млн тонн, 22 портов Дальнего Востока – 223 млн тонн. До 2030 года этот показатель арктических портов должен расти на 44 млн тонн в год, а дальневосточных портов – более чем на 100 млн тонн. «Для функционирования этих объектов нам необходим постоянный надежный канал связи», – сказал он, подчеркнув, что спутниковая связь обеспечить это не может.

Генеральный директор «Морсвязьспутника» Андрей Куропятников отметил возможность привлечения иностранных партнёров к проектам, продолжающим волоконно-оптическую линию от её начальной точки у мурманского посёлка Териберка в сторону Европы и от Владивостока в сторону Азии. Сам проект «Полярный экспресс» полностью обеспечен финансированием, добавил он.

Проект строительства Трансарктической подводной оптоволоконной линии связи Мурманск – Владивосток был анонсирован на выставке «Транспорт России» в ноябре прошлого года. Проект осуществляется под эгидой Минтранса России, Росморречфлота и подведомственных этому агентству ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Морсвязьспутник».

Фото: сайт Росморречфлота.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.