«МК в Нижнем Новгороде»: Что мешает решить проблему судоходства на Волге

«МК в Нижнем Новгороде»: Что мешает решить проблему судоходства на Волге
21 Февраля 2020

Гордиев гидроузел


Возведение Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГУ), способного спасти Волгу от обмеления, искусственно тормозят. Аргументы, приводимые против строительства плотины, не выдерживают никакой критики, а скорее даже наоборот – отражают лишь негативное отношение к самому факту её наличия. Пока появление на реке гидроузла, призванного улучшить качество жизни местного населения, а также предотвратить многомиллиардные убытки от невозможности полноценного судоходства, под большим вопросом. Кроме того, настойчивость оппонентов строительства может привести к экологической катастрофе.

Судоходство по Волге на участке от Городца до Нижнего Новгорода может остановиться уже в скором времени из-за нехватки воды в период навигации. Способ предотвратить беду существует – это строительство низконапорной плотины со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области. Однако, несмотря на то, что бездействие может привести к серьёзным последствиям, решение проблемы искусственно блокируют. Обмеление реки спровоцирует колоссальные убытки судоходных компаний, занимающихся перевозкой грузов и людей. Ущерб также будет нанесён туристическому рынку: компании будут вынуждены искать способы перевозки путешественников другими видами транспорта. Кроме того, в числе пострадавших рискуют оказаться местные жители. Наличие на реке ННГУ могло бы решить насущные проблемы: недофинансирование инфраструктуры администрацией Балахны привело к тому, что состояние водопровода, канализации и дорог в муниципалитете находятся в удручающем состоянии.

Пока же противники строительства на реке ННГУ оперируют беспочвенными обвинениями и утверждают, что новая плотина приведёт к огромным негативным экологическим и экономическим последствиям. Казалось бы, куда уж хуже? Но границы разумного преодолеваются без особого труда теми, кому это выгодно. Местных жителей настойчиво пугают масштабными подтоплениями и другими «страшилками», которые якобы станут реальностью, если новая плотина будет построена. Однако, как показывают научно-технические расчёты, действительно ужасными могут быть наоборот последствия заморозки проекта: река обмелеет окончательно, горожане задохнутся в дыму горящих отходов местного бумкомбината, а в подвалах домов будет стоять вода. Именно такая судьба ждёт прибрежные районы и их жителей, если псевдоэкологи и противники плотины не прекратят чинить препоны.


Спасение населения – дело рук самого населения

Для того чтобы понять социальные настроения в населённых пунктах, которых коснётся строительство низконапорного гидроузла, в начале февраля агентством «Свои» было проведено специальное исследование. На основе опроса пяти фокус-групп из числа жителей прибрежных районов эксперты выявили массу проблем, требующих скорейшего решения.

В частности, люди, проживающие на территории участка судоходства Городец – Нижний Новгород, жаловались на плохое состояние дорог и нехватку рабочих мест. По их словам, из реки вместе с водой пропала рыба, в Городец из-за низкого уровня воды не могут попасть туристические группы, а в некоторых местах Волга обмелела настолько, что её почти наполовину можно перейти пешком.

По словам респондентов, существует ещё две давние проблемы. Например, короотвал АО «Волга». Местные жители подчёркивают, что отходы предприятия – кора – постепенно разлагаются, отравляют почву и воду, а также создают угрозу неконтролируемого возгорания. Другая проблема – это кладбище, регулярно затапливаемое весенними и осенними паводками. Особенно это опасно в болотистом, наполовину подтопленном Балахнинском районе, где такое соседство – реальная санитарно-эпидемиологическая бомба, о чём думают муниципальные власти, обязанные закрывать и обеззараживать такие объекты? Участники опроса считают, что чиновники даже не пытаются решить эти проблемы. По всей видимости, местные власти, экологи и активисты направили все силы на борьбу со строительством новой плотины вместо решения насущных проблем.


Да поможет Волге узел

Проблемы судоходства по Волге обостряются – пассажирские и грузовые суда сутками не могут пройти участок у Городца из-за низкого уровня воды. Снижение медленно, но верно приводит к постепенной остановке речных промыслов и судоходства, а жители ближайших районов остаются без работы. Нижний Новгород без судоходства потеряет половину экономического потенциала, так как река – это важнейшая транспортная артерия.

Строительству низконапорной плотины больше всего противодействует администрация Балахны, хотя эксперты убеждены, что на сегодняшний день именно этот проект – единственный реальный путь решения целого комплекса проблем. Альтернативные варианты рассматривались в течение последних 30 лет, но, судя по всему, судоходству они помочь не могут и при этом несут куда больше опасностей, чем низконапорный гидроузел.

В то же время, несмотря на очевидные плюсы от возведения плотины, проект непростой и требует грамотной реализации. В результате строительства ННГУ со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области возникнет водохранилище с зоной затопления всего в 9,59 кв. км. Гидроузел будет регулировать уровень воды сезонно и обеспечивать проектный подпорный уровень в 68 м в течение навигации, в среднем полгода. После окончания судоходного периода участок реки переведут в бесподпорное состояние, то есть уровень воды станет таким же, как и до строительства гидроузла. Только теперь жители Балахны будут защищены от подтоплений – проект предусматривает строительство отсечных каналов, дренажных и берегозащитных сооружений. Между тем, несмотря на очевидные плюсы проекта, псевдоэкологи и другие заинтересованные стороны решительно выступают против его реализации.


Против науки не поплывешь

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Веденеева (ВНИИГ) подготовили свой анализ проекта строительства плотины, который вызвал ироническую реакцию у других представителей научного сообщества. В распоряжении «МК» есть аргументированный разбор ошибок и недопустимых выводов НИР, подготовленный сотрудниками сразу нескольких авторитетных институтов: НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, Института водных проблем РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Волжского государственного университета водного транспорта и других экспертных организаций.

Ученые отмечают, что специалисты научного учреждения Русгидро в своём исследовании обошлись без проведения минимально достаточных по времени и глубине верифицируемых полевых изысканий, и за считанные недели выдали заказанный им негативный вердикт. После изучения этих «рецензий», складывается впечатление, что уважаемыми экспертами ВНИИГ с целью не допустить строительства гидроузла в наиболее принципиальных вопросах применён известный по делу Скрипалей «британский метод» громких обвинений при отсутствии достоверных аргументов – «хайли лайкли» – весьма вероятно. «Ни одно из утверждений ВНИИГ не доказано, поскольку в отличие от проектной организации он не проводил длительных инженерных изысканий и геофильтрационных исследований», – подчеркнули в научном сообществе, отметив «голословность подобных заявлений».

Возникает вопрос, почему никто из борцов против «водного геноцида», якобы неизбежного при строительстве скромного гидроузла с компактным временным водохранилищем, не обратил внимание на то, что за нападками на проект ННГУ снова замаячила тень Русгидро. Возможно, в её кругах испытывают надежды в этой мутной водице добиться возвращения к проекту «больших Чебоксар» с зеркалом около тысячи кв. км. Это бы позволило восстановить судоходство, но нужно ли это жителям?

Источник: сетевое издание «МК в Нижнем Новгороде». Текст: Людмила Фрадкина.

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.