Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 4-я

Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 4-я
8 Мая 2020

По страницам журнала «Ростовская область» (№№2-3, 2012 г.)


«Великая стройка коммунизма», «восьмое чудо света» – за прошедшие годы грандиозный проект Волго-Донского судоходного канала, воплотивший идею о слиянии двух великих рек, обрёл немало громких названий. Первая всесоюзная послевоенная стройка изменила не только ландшафт и экономику нескольких регионов страны, но и судьбы сотен тысяч людей…


Архитектурный шедевр

Волго-Донской канал – это единый архитектурный ансамбль в стиле советского ампира. При решении вопроса об архитектуре водного пути перед архитекторами стояли две задачи: показать огромное народнохозяйственное значение соединения двух великих рек Волги и Дона, при этом отразив историческое значение Царицынско-Сталинградских битв за Советскую Родину. Для этого были использованы лучшие приёмы русского классического зодчества.

Близ Волгодонска шлюз канала украшен воротами-башнями с бронзовыми статуями казаков верхом на дончаках. В Цимлянске есть монумент, посвящённый строителям Волго-Дона и Цимлянского гидроузла. Это обелиск, по периметру которого расположены пятиметровые скульптуры строителей. С его 30-метровой высоты открывается потрясающий вид на Цимлянское море, долину Дона и расположенный на противоположном берегу город Волгодонск.

Органическим завершением ансамбля является Цимлянский гидроузел, отдалённый от Волго-Донского канала более чем на 200 километров. Здания управления верхней головы цимлянского шлюза решены в виде монументальной триумфальной арки. Все наземные сооружения канала отделаны под белый камень.

«Белоснежные здания в сочетании с бетоном гидротехнических сооружений, металлическими художественными решётками в окнах первых этажей, со светильниками вдоль шлюзов и причалов, скульптурами, посадками деревьев и кустарника неузнаваемо изменили окружающую природу», – так в 1952 году корреспондент «Правды» описывал архитектурный комплекс канала.


Водным путём истории

Движение по Волго-Донскому судоходному каналу начинается от Сарептского затона Волги, хорошо защищённого от течений и ледохода по долине реки Сарпы, вдоль подножия Ергеней. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Л. Поляков – руководитель, С. Бирюков, С. Демидов, А. Ковалёв, В. Мусатов, М. Паньков, А. Рочегов, Ф. Топунов, Р. Якубов; скульптор Г. Мотовилов, инженеры С. Жук, В. Марсов, А. Осколков, Н. Шахов, Е. Савиных.

Вход в шлюз №1 отмечен парадной аркой, высотой 40 м. На расстоянии 7 км от шлюза №3 начинается т.н. «Чапурниковская лестница»: на участке длиной 9 км суда поднимают по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне. Участок канала между шлюзами №7 и №8 проходит по полям сражений Гражданской войны, о чём повествует мемориальная доска на шлюзе №8.

Далее путь канала выходит в долину реки Червлёной. За шлюзом №9 находится самая высокая точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище. От шлюза №10, рядом с которым установлены памятники героям Гражданской войны А. Пархоменко, Ф. Сергееву (Артёму) и Н. Рудневу, канал плавно спускается в сторону реки Дон. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг.

Затем канал проходит Береславское водохранилище, а после шлюза №12 – крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище (длина 15 км, площадь 42 кв. км). В посёлке Пятиморск непосредственно у выхода из шлюза №13 установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов» скульптора Е. Вучетича. Здесь 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершив окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом. Волго-Донской судоходный канал выходит в реку Дон рядом с городом Калач-на-Дону, где находится последний, 13-й шлюз.


Наша справка

Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону. Общая протяжённость канала – 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина – не менее 3,5 м.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44,5 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Габариты шлюзовых камер – 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне.

В состав канала входят ВарваровскоеБереславское и Карповское водохранилища. На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся на волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время проходят до 5000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 7 тыс. тонн. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн тонн грузов в год. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов.



Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.