Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 3-я

Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 3-я
5 Мая 2020

По страницам журнала «Ростовская область» (№№2-3, 2012 г.)


«Великая стройка коммунизма», «восьмое чудо света» – за прошедшие годы грандиозный проект Волго-Донского судоходного канала, воплотивший идею о слиянии двух великих рек, обрёл немало громких названий. Первая всесоюзная послевоенная стройка изменила не только ландшафт и экономику нескольких регионов страны, но и судьбы сотен тысяч людей…


Под воду ушёл старый и привычный уклад жизни

Волго-Донской судоходный канал питается водами Дона. Важнейшее звено этой системы – Цимлянский гидроузел. Его водохранилище обеспечивает необходимый уровень воды для движения судов по всей длине канала. Система Цимлянского гидроузла служит и целям орошения засушливых сельскохозяйственных земель, водоснабжения населённых пунктов, а также пропуска воды через гидроэлектростанцию.

Днём рождения Цимлянского водохранилища считается 15 января 1952 года. Именно тогда Дон перегородили без малого 500-метровой плотиной высотой в 32 метра. При её строительстве впервые в мировой практике были применены новые методы возведения гидротехнических сооружений: намыв из песка с последующей облицовкой железобетонными плотинами. Кстати, плотина Цимлянской ГЭС занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сооружение из песка. Она подняла уровень воды в Дону на 26 метров!

Для создания Цимлянского водохранилища были затоплены огромные территории казачьих станиц, археологические памятники, тысячи людей были переселены на новые места. Под воду ушли не только леса, сады, огороды. Под воду ушёл старый и привычный уклад жизни. По свидетельству автора книги «Волго-Дон: слияние вод» Николая Бусленко, в станице Малая Лучка (Дубовский район Ростовской области) старая казачка рассказывала:

– Стою я на высоком берегу и вижу, как подступает вода к нашему саду – сначала ушли под воду стволы, потом и вершины скрылись под водой… А я не ухожу, стою, гляжу… И слёзы сами текут… Уходили под воду кладбища, церкви. Одна из церквей в тихую погоду хорошо видна под водой. Говорят, что священники в этом месте службы ведут, люди на катерах, да на лодках здесь собираются…

Строительству водохранилища обязаны своим появлением такие города Ростовской области, как Цимлянск и Волгодонск. Цимлянск унаследовал имя старинной казачьей станицы Цимлянской, которая осталась на дне степного моря.

– На строительстве Цимлянского гидроузла познакомились мои дед и бабушка. Да так и остались здесь. Бабушка с детства мечтала жить у моря. В Цимлянске прошло моё детство. С друзьями мы загорали на пляже и плавали на моторных лодках. Мама вкусно готовила рыбу, выловленную отцом в Цимлянском море. Друзья родителей по две недели из своего отпуска проводили у нас, – рассказывает Юлия Тарасова.


Живой памятник истории

Летом 1952 года произошло событие, в буквальном смысле изменившее экономическую географию европейской части России. Труд сотен тысяч человек заставил воедино слиться воды двух рек – Волги и Дона, ознаменовав тем самым начало истории легендарного Волго-Донского канала. 31 мая 1952 года воды пятой по протяжённости в Европе реки Дон сошлись с великой русской рекой Волга. Свидетели и очевидцы этого события вспоминают.

Виктор Сурков, работник Волго-Донского канала с 1952 по 1997 годы: «Мой начальник рассказывал так эмоционально, он засучил брюки, потом снял их и ходил по воде. Донская вода пошла вперёд волжской и где-то между 1 и 2 шлюзами соединилась».

Николай Башмаков, работник Волго-Донского канала с 1952 по 2007 годы: «Мы не верили, что вода там пойдёт, потому что ещё по бокам канала стояли вышки зон. А воду пустили, и вышки эти поплыли. Мы так радовались!»

Александр Жуков, работник Волго-Донского канала с 1973 по 201 годы: «Сегодня для того, чтобы вспомнить все эти годы с момента соединения Волги с Доном, мы зашли отдать дань светлой памяти тех, кого уже нет с нами».

«Гудят пароходы – привет Чмшкяну», – с гордостью в голосе произносят ветераны. В честь дня так называемой первой воды бывшие работники канала возлагают памятные венки к стеле первого руководителя Волго-Дона (или патриарха, как его ещё здесь называют) Вартана Чмшкяна. На стыке времён и поколений встречаются прежнее и нынешнее руководство легендарного первого шлюза.

Таисия Напылова, начальник шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала: «Вы знаете, так приятно встретиться с ветеранами. Династиями уже люди здесь работают, и уже работаешь с чьими-то детьми, внуками. Это настолько трогательно и волнительно, что даже не ожидала».

За первые 60 лет работы Волго-Донского судоходного канала через его шлюзы прошли почти полтора миллиона судов и перевезены более 500 миллионов тонн грузов. Переоценить значение Волго-Дона для экономики нашей страны невозможно. А для региона – это ещё и живой памятник истории.


Кстати

В 1937 году советские инженеры подсчитали, что для производства работ на строительстве Волго-Донского соединительного канала потребуется около 70 экскаваторов различных типов, 30 дерриков (механических грузовых стрел) и кранов, 90 паровозов, 2000 платформ и вагонов, 300 километров железнодорожных путей. При этой механизации потребовалось бы 72 тысячи рабочих. В итоге был сделан вывод: «Такая техническая вооружённость и указанное количество рабочих позволят осуществить проект в течение пяти лет». В действительности всё оказалось намного сложнее…


Наша справка

За время строительства Волго-Дона были возведены:

  • 96 гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов;

  • 3 насосные станции;

  • 22 судоходных канала;

  • 2 аварийно-ремонтных заграждения;

  • 7 водосбросов и водоспусков;

  • 3 плотины;

  • 17 дамб;

  • 8 железнодорожных и автомобильных мостов;

  • 100 км приканальной автомобильной дороги;

  • 6 посёлков для обслуживающего персонала;

  • 150 миллионов кубометров земли вычерпано;

  • 3 миллиона кубометров бетона уложено.


На стройке работали:

  • 700 тысяч наёмных рабочих;

  • 236 тысяч заключённых;

  • 100 тысяч военнопленных.


Использовались:

  • 326 экскаваторов;

  • 900 скреперов;

  • 300 бульдозеров;

  • более 8 тысяч машин и механизмов отечественного производства;

  • на 98 процентов были механизированы все земляные работы.


Продолжение следует…



Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.