Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 1-я

Волго-Дон. Восьмое чудо света. Часть 1-я
24 Апреля 2020

По страницам журнала «Ростовская область» (№№2-3, 2012 г.)


«Великая стройка коммунизма», «восьмое чудо света» – за прошедшие 60 лет грандиозный проект Волго-Донского судоходного канала, воплотивший идею о слиянии двух великих рек, обрёл немало громких названий. Первая всесоюзная послевоенная стройка изменила не только ландшафт и экономику нескольких регионов страны, но и судьбы сотен тысяч людей…

Именно строительству Волго-Дона обязаны своим появлением на территории Ростовской области города Волгодонск и Цимлянск, степное Цимлянское море. Гибелью – казачьи станицы, археологические памятники и полторы тысячи заключённых ГУЛАГа, чьими руками был претворён в жизнь эпохальный замысел.


«Стройка века»

27 июля 1952 года министр речного флота СССР Зосима Шашков на теплоходе «Иосиф Сталин» официально открыл навигацию на канале, торжественно перерезав красную ленту. О завершении «стройки века» и открытии судоходного канала без устали трубили все советские газеты. В праздничном выпуске «Сталинградской правды», название которой было набрано аршинными красного цвета буквами, можно было видеть панорамное фото Калачевского речного порта и теплохода «Иосиф Сталин». Газета также сообщала о благополучном прохождении теплоходом всех шлюзов Волго-Донского канала. Однако мало кто знает, что в реальности первым теплоходом, прошедшим новым водным путём, стал… теплоход «Киров». Причиной тому стал пожар на «Сталине». Его вызвала сигнальная ракета, влетевшая в открытое окно писателя Бориса Полевого (который вместе с другими именитыми гостями находился на теплоходе). Судно (в режиме секретности) вынуждено было встать на ремонт в шлюзе. Сержант-срочник из состава охраны, выпустивший злополучную ракету, был арестован и пошёл под суд. Но колесо истории уже катилось своим чередом…

Волго-Донской канал связал в единую систему Европейскую часть СССР, соединив Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Были созданы Цимлянский гидроузел, сеть оросительных каналов в Сталинградской (ныне Волгоградской) и Ростовской областях, ряд железнодорожных и автомобильных магистралей.

Стройка стала уникальной не только из-за рекордно коротких сроков. Новаторскими были технические и инженерные решения, подход к организации труда, основанный на методах принуждения и поощрения.

– В строительство Волго-Донского водного пути были вовлечены и местные силы – производственные мощности Ростовской и Сталинградской областей. Их участие разделили по территориальному принципу: в строительстве соединительного канала, который проходит по территории Сталинградской области, участвовали сталинградцы, а Цимлянский гидроузел и оросительную систему строили жители Дона. Ростовский обком ВКП(б) распорядился подготовить на гидроузлах к 1 августа 1948 года общежития для 300 рабочих, обязал МВД организовать во втором квартале 1948 года на строительстве Манычского речного пути лагерь заключённых на 500 человек, провести оргнабор 800 человек из числа сельского поселения Ростовской области и оказать помощь в привлечении по найму ещё 800 человек. Из восточных районов области было командировано в 1949 году 3800 человек трудоспособных колхозников и 500 подвод, – рассказывает профессор Южного федерального университета Николай Бусленко, автор книги «Волго-Дон: слияние вод». В течение 20 лет он изучал историю создания «восьмого чуда света».

Эпический размах строительства описывался с немалым пафосом:

– В голой степи одиноко стоял металлический гигант высотой с девятиэтажный дом и, поворачиваясь всем корпусом, каждый раз переносил из забоя вагон земли. Как сказочный богатырь, создавал он горы и прокладывал русло реки. Экскаватор дважды прошёл здесь по участку, и канал был готов, – так корреспондент газеты «Правда» Евгений Рябчиков отозвался о технических новинках того времени – шагающих экскаваторах ЭШ 14/65. Самые большие на тот момент землеройные машины в мире заменяли 10 тысяч землекопов каждая. За время строительства ЭШ 14/65 вынули 152 млн кубометров земли и уложили почти 3 млн кубометров бетона.


Наша справка

По масштабам строительства и гидротехнической значимости Волго-Донской канал не уступает таким межконтинентальным проектам, как Суэцкий и Панамский каналы. Однако если Суэцкий (1859 – 1869 гг.) и Панамский (1904 – 1914 гг.) каналы были фактически построены примерно за 10 лет каждый, то Волго-Донской канал – всего за четыре с половиной года (1948 – 1952 гг.)


Продолжение следует…


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.