Водным путём рассекая Америку

Водным путём рассекая Америку
18 Июля 2020

Столетием раньше был официально открыт Панамский канал


Панамский судоходный канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и, соответственно, с Атлантическим океаном. Он расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.

Длина – 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина – 150 метров (ширина исторических шлюзовых камер – 33 метра), глубина – 12 метров.


Значение канала

Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Канал пропускает через себя суда самых разных типов – от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактическим стандартом в судостроении, получив название «Панамакс». После ввода в 2016 году дополнительных новых более объёмных шлюзов появился дополнительный стандарт «Новый Панамакс» для более крупных судов. Суда, превышающие размеры «Панамакс» или «Новый Панамакс», при следовании из Тихого в Атлантический океан (или в обратном направлении), вынуждены обходить Латинскую Америку вокруг мыса Горн.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу – 9 часов, минимальное – 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность – 48 судов в сутки.

Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн тонн груза. Это 5% мировых океанских грузоперевозок. Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать 400 тыс. долларов.


Строительство канала

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку, но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, заявив «что Бог соединил, человек разъединить не может».

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века. В 1814 году Испания приняла закон об устройстве межокеанского канала. В 1825 году аналогичное решение принял конгресс центрально-американских государств. Открытие месторождений золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к строительству такого канала. 

К сооружению Панамского канала военное министерство США приступило в 1904 году. Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект – путь через шлюзы и озёра. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибли. Многие из них стали жертвами жёлтой лихорадки и малярии, которые источали местные болота и с которыми велась решительная борьба.

Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. В то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Первое судно (океанский пароход SS Ancon) прошло по нитке канала 15 августа 1914 года, но большой оползень в октябре помешал открыть постоянное движение в том же году. Официальное открытие Панамского канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне лидер Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.


Расширение канала

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2016 году канал был модернизирован и стал пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократило время доставки венесуэльской нефти в Китай.

В ходе реконструкции были проведены дноуглубительные работы и построены новые, более широкие шлюзы: шлюз «Agua Clara» параллельно шлюзу «Gatun», и шлюз «Cocoli» параллельно шлюзам «Miraflores» и «Pedro Miguel». В результате к 2016 году через Панамский канал смогли проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот – до 600 млн PCUMS (специальная единица – «тонна Панамского канала», равная тысяче кубических футов – 28,3 кубометрам). Реконструкция канала обошлась в $5,25 млрд. Благодаря ей к 2025 году доходы бюджета Панамы возрастут ежегодно до $4,3 млрд.

Видео: YouTube-канал Панамского канала.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.