Красноярский судовоз

Красноярский судовоз
9 Мая 2020

Как перебросить через плотину Красноярской ГЭС судно весом до полутора тысяч тонн


Единственный в России судоподъёмник сооружён в 1976 году. Тогда же была начата его опытная эксплуатация, а постоянная эксплуатация – шестью годами позже. Он находится в непосредственной близости от Красноярской ГЭС, которая стоит на реке Енисей, располагаясь в месте примыкания плотины гидроэлектростанции, высота которой превышает 100 метров, к левому берегу Енисея.

Красноярский судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с самой большой в мире шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.

Разработчик судоподъёмника – Ленгидропроект, изготовитель – Ленгидросталь. Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1970 году. Оно было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращённое с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.

Судовозная камера транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 м и осадкой в 1,9 м. Сама шлюзовая камера имеет размеры 88х17 метров. Для погрузки судна в подъёмник, его платформа опускается ниже уровня воды. Буксир заводит баржу с грузом в шлюз судовозной камеры. Камера шлюза закрывается и платформа начинает движение вверх по эстакаде. Баржа внутри платформы транспортируется «на плаву». Управление передвижениями и системами судовозной камеры осуществляется с пульта управления, находящейся в торцевой надстройке.

Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт. Скорость передвижения по наклонным судовым путям составляет 20м/мин или 1,2 км/ч. Масса судовозной камеры с уровнем воды 2,2 м в приёмном бассейне – 8100 тонн.

Поворотное устройство предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку. Управление поворотным устройством осуществляется с пульта управления, находящегося внутри балки. Длина поворотного устройства – 104 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей – 20 м/мин.

В верхней точке поворотный круг перемещает платформу вместе с судном на другую колею. По этой колее платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды. После открытия камеры шлюза судно может покинуть подъёмник.


Технические параметры Красноярского судоподъёмника:

  • расчётная грузоподъёмность – до 1500 тонн;

  • полезные габариты судовозной камеры: длина – 90 м, ширина – 18 м, глубина – 2,2 м;

  • общие габариты судовозной камеры: длина – 113 м, ширина – 26 м, максимальная высота – 20 м;

  • масса камеры: без воды – 4 500 тонн, с водой и судном – 8 100 тонн;

  • перепад уровней между нижним и верхним бьефом – 104 м;

  • длина «сухого» пути – 1180 м;

  • полная эксплуатационная длина с подводными участками – 1510 м;

  • предельные размеры транспортируемого судна – длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м;

  • максимальная осевая нагрузка – 104 т на ось;

  • диаметр поворотного устройства – 106 м, угол поворота – 140 градусов.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.