Как Петр I пытался соединить Волгу с Доном

Как Петр I пытался соединить Волгу с Доном
5 Августа 2019

Петр I был инициатором строительства в России каналов. 

Воодушевленный первыми победами над турками под Азовом, царь приказал прокопать Волго-Донской канал в районе города Дмитриевска. Канал должен был соединить реки Иловлю, впадающую в Дон, и Камышинку, впадающую в Волгу.

Строительство началось в 1697 году и продолжалось четыре года. Первый руководитель строительства, немецкий инженер Брекель, не справился с работой и тайно уехал из России с чужим паспортом. С 1698 года строительством руководил английский инженер Дж. Перри, нанятый Петром во время пребывания Великого посольства в Лондоне. Ежегодно «к слюзному делу» (в народе говорили «к слезному») сгонялось 10-15 тыс. человек, что составляло лишь половину требуемого количества работников. Недостаточное финансирование, нехватка материалов и квалифицированной рабочей силы создавали большие проблемы в строительстве канала. В 1702 году работами руководил русский инженер В.Д. Корчмин. С началом Северной войны финансирование прекратилось, так как все силы страны были брошены на борьбу за Балтийское побережье.

Прорыто было два канала от Иловли к Камышинке, идущих почти параллельно. Вал, проходящий севернее, относится к каналу, который успел прорыть Брекель. Южный вал – остатки канала, прорытого под руководством Перри. В атласе К. Крюйса «Новая чертежная книга, содержащая великую реку Дон, или Танаис…» (Амстердам, 1704) представлен план канала между Иловлей и Камышинкой. По этому плану на Камышинке необходимо было построить пять шлюзов. Один шлюз планировался у входа в канал на Иловле. Очевидно, предполагалось и строительство плотин, ибо соединяемые каналом реки были очень маловодными.

Между Иловлей и Камышинкой издавна существовал волок, которым в XVI–XVII веках пользовались «воровские казаки» для нападения на волжские караваны. Для защиты Волжского торгового пути в 1668 году английский полковник Т. Бейли построил в устье Камышинки небольшую крепость, которая, однако, была полностью разорена войском Степана Разина в 1670 году. Крепость на Камышинке была возобновлена князем Б.А. Голицыным в связи с началом строительства Волго-Донского канала. Она получила название Дмитриевск по «первосозданной» церкви вмч. Дмитрия Солунского. Небольшая крепость, окруженная валом и деревянным палисадом, с четырьмя воротами была единственным поселением на пути от Саратова до Царицына.

В 1695 году, когда Петр I направлялся по Волге к Азову, Камышинской крепости не существовало. В походном журнале зафиксировано: 5 июня «в 7 часу прошли речку Камышенку и место, где бывал город Камышенок (так!), который разорил Стенка Разин».

По пути в Персидский поход 15 июня 1722 года царский караван приветствовали из Дмитриевской крепости выстрелами из 15 пушек. Петр «изволил осматривать город; и тут быв часа с два, пошли в путь». Как обычно, царский визит породил легенды. По одной из них, Петр I взял из Дмитриевского полка 40 человек «в гребцы своей шлюпки», из которых вернулись из Персидского похода только два человека. Другая легенда, явно позднейшего происхождения, повествует о том, что жители Дмитриевска угостили царя такими арбузами, что государь приказал сделать большой медный арбуз и укрепить его на крыше городского магистрата. В 1780 году крепость Дмитриевск была переименована в город Камышин.

Оплывшие валы и рвы и сегодня хорошо видны в окрестностях станции Петров Вал (в 18 км северо-западнее Камышина). В XVIII–XIX веках ров протяженностью 7 верст был достаточно глубоким. На дне его, как и на дне Камышинки, были видны вбитые бревна для строительства шлюзов. Сейчас это памятник инженерного искусства федерального значения.

Источник: сайт Института Петра Великого.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.