«РГ»: Речникам пообещали четырехметровую глубину судового хода на Нижнем Дону

«РГ»: Речникам пообещали четырехметровую глубину судового хода на Нижнем Дону
24 Мая 2017

Минтранс раскрыл «РГ» подробности подготовки проекта строительства Багаевского гидроузла в Ростовской области. Новое водохранилище даст возможность проходить пассажирским и грузовым судам по Дону даже в засушливый сезон. Насколько сильно затопит близлежащие районы, рассказал замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский.

Текст: Татьяна Шадрина.

Люди боятся подтопления, речникам нужен водный коридор. Компромисс найден?

Виктор Олерский: Идет поиск оптимального уровня водохранилища, который сократит экологические и социальные последствия строительства Багаевского низконапорного гидроузла. Сейчас мы выходим на финишный этап его проектирования после консультаций с экспертами по экологии, гидрологами, ихтиологами, гидротехниками как раз по вопросу предельной отметки уровня в создаваемом водохранилище.

И к какому выводу пришли?

Виктор Олерский: Предложено снизить предельную отметку воды, так называемый нормальный подпорный уровень (НПУ) с 2,8 метра (сейчас в проекте) в создаваемом регулируемом водохранилище в верхнем бьефе (части водохранилища, примыкающей к гидротехническому сооружению - прим. «РГ») Багаевского гидроузла. Так и было в первоначальной редакции проекта.

Неужели снижение уровня воды всего на 50-80 сантиметров даст результат?

Виктор Олерский: Каждый десяток сантиметров снижения предельной отметки НПУ работает на минимизацию экологических последствий, ведь сокращается зона затопления и подтопления, улучшается рыбохозяйственная составляющая проекта, повышается проточность воды и ее качество.

Но тогда может и нет смысла строить гидроузел, суда так и будут ждать «большой воды» от природы, чтобы пройти про Дону, который стал маловодным в последние 15 лет?

Виктор Олерский: Конечно, оптимизация параметров проекта не должна отразиться на решении генеральной задачи гарантированного обеспечения четырехметровых глубин на всем протяжении судового хода на Нижнем Дону.

Создание Багаевского гидроузла позволит смягчить гидрологические дисбалансы, возникшие в нижнем, плотно заселенном и застроенном участке Дона из-за незавершенного еще в советский период строительства сооружений, системно взаимосвязанных с давно построенным каскадом гидротехнических объектов выше по течению.

Когда будет принято окончательное решение по проекту?

Виктор Олерский: Сейчас важно найти оптимальный баланс между затратами, размером и конфигурацией сокращенной зоны затопления с учетом обеспечения устойчивости работы сооружений в случае возможного воздействия разного рода экстремальных факторов.

Строительство Багаевского гидроузла - крупнейшее событие для всего водного комплекса страны, которое позволит решить проблему заполнения и оздоровления Цимлянского водохранилища, обеспеченности водой жителей городов, промышленности и аграрного сектора Ростовской области и поддержания гарантированных глубин судового хода на Нижнем Дону.

Работа это тонкая, можно сказать, ювелирная. Но не сомневаюсь, что в течение ближайших недель мы получим уточненные показатели, после чего обновленный проект будет представлен общественности. Стоит пояснить, что всем приглашенным специалистам, среди которых члены Экспертного совета при Правительстве РФ, в том числе, всех компаний, участвовавших в прошлогоднем тендере на проектирование Багаевского гидроузла, заранее направили материалы для детального изучения. В результате специалисты, в числе которых специалисты профильных научно-инженерных центров и различных компетентных организаций, подтвердили расчеты проектанта о возможности существенного снижения предельной отметки НПУ. Теперь ждем окончательных выводов.

Подробнее: https://rg.ru/2017/05/24/rechnikam-poobeshchali-chetyrehmetrovuiu-glubinu-sudovogo-hoda-na-nizhnem-donu.html

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.