В Азово-Донском бассейне завершена навигация-2020

В Азово-Донском бассейне завершена навигация-2020
5 Декабря 2020

Идут работы по снятию средств навигационной обстановки на всём участке водного пути


Накануне, 4 декабря 2020 года, гружённый пшеницей теплоход «Виктор Борисов» покинул границы ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация внутренних водных путей». Таким образом завершена навигация 2020 года в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей (ВВП). В прошедшую навигацию производственная деятельность ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» направлена на выполнение путевых работ по поддержанию заданных габаритов пути и содержание судоходных гидротехнических сооружений, с целью создания безопасных условий плавания транспортного флота.

Навигация 2020 года была открыта 24 марта, что оказалось на 8 суток раньше запланированных сроков. Общая продолжительность работы средств навигационного оборудования и обеспечения безопасного судоходства в бассейне составила 256 суток. В связи с неблагоприятными гидрометеорологическими явлениями в Каспийском море и вынужденной задержкой подхода судов к границам Азово-Донского бассейна, последнее судно покинуло бассейн на семь суток позже запланированного срока.

Навигация текущего года была крайне маловодной. Средняя глубина на лимитирующем участке водного пути ниже Кочетовского гидроузла составляла 310-330 см (при гарантированной навигационной глубине 340 см), а на завершающем этапе навигации после 28 ноября глубина составляла 290 см. В связи с этим, уже в апреле 2020 года Росморречфлотом были введены ограничения по осадке судов на нескольких участках реки Дон и реки Северский Донец.

По итогам навигации 2020 года объём перевозок грузов в границах Азово-Донского бассейна составил 10 млн 273 тыс. тонн и по отношению к уровню 2019 г. это 104,3 % или на 422 тыс. тонн больше (в 2019 г. – 9 млн 851 тыс. тонн). Доля нефтепродуктов от общего грузооборота составляет 43,5 % или 4 млн 465 тыс. тонн, соответственно доля сухих грузов – 56,5 % или 5 млн 808 тыс. тонн, при этом зерновые культуры составили 2 млн 393 тыс. тонн. В структуре грузооборота преобладают: пшеница – 1 млн 970 тыс. тонн (19,2 % от общего объёма), сера – 1 млн 656 тыс. тонн (16,1 %), мазут – 1 млн 345 тыс. тонн (13,1 %).

Основной объём перевозок грузов приходится на транзит в направлении «Север-Юг» – 82,3 % или 8 млн 454 тыс. тонн (в 2019 г. – 80,9 % или 7 млн 967 тыс. тонн). Далее по удельному весу в общем объёме грузооборота следуют транзит в направлении «Юг-Север» – 568 тыс. тонн или 5,5 % (в 2019 г. – 557 тыс. тонн или 5,7 %), грузы, обработанные в порту Усть-Донецк (порт и ССРЗ) – 523 тыс. тонн или 5,1 % (в 2019 г. – 502 тыс. тонн или 5,1 %).

Общее количество судозаходов в границы ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» насчитывает 7058 ед. судов и составов (из них: в движении вниз – 3519 ед., в движении вверх – 3539 ед.), это составляет 115,8% по сравнению с 2019 г. (6096 ед.). Судопоток транзитного флота составляет 5209 ед. (116,9 % по сравнению с 2019 г.). В структуре судопотоков преобладает сухогрузный флот – 3521 ед., что составляет 49,9 % от общего судопотока, нефтеналивной флот составляет 40,4 % (2848 ед.), остальные 359 ед. и 330 ед. (5,1% и 4,7%) – пассажирский флот и буксирный флот соответственно.

За навигацию 2020 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП было перевезено 22,2 тыс. пасс. (63,8 % к 2019 г., 34,8 тыс. пасс.), из них: 17,5 тыс. пасс. – по экскурсионно-прогулочным маршрутам (68,5 % к 2019 г., 25,5 тыс. пасс.), 4,7 тыс. пасс. – по туристским маршрутам (51,0 % к 2019 г., 9,3 тыс. пасс.) За период навигации через Азово-Донской бассейн проследовало 34 судна под иностранным флагом (24 ед. грузового флота, 10 ед. спортивно-парусных и прогулочных судов).

По причине экстремального маловодья, судоходные компании были вынуждены организовывать паузку судов перед лимитирующем участком водного пути и за навигационный период безопасно осуществили паузку 171 судно. Общий объём перегруженного груза составляет 446 тыс. тонн, из них нефтепродукты – 435 тыс. тонн., сухие грузы – 11 тыс. тонн. Также были безопасно проведены методом лидирования за путейским флотом 500 ед. транспортного флота.

Несмотря на непростые условия для судоходства, речники Азово-Донского бассейна достойно провели навигацию 2020 года. Сейчас продолжается плановый сброс бьефов гидроузлов Нижнего Дона и идёт подготовка к укладке плотины Кочетовского гидроузла. Путейские бригады начали работы по снятию средств навигационной обстановки на всём участке водного пути.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.