Русский «Геркулес» в Арктике. Часть 2-я

Русский «Геркулес» в Арктике. Часть 2-я
15 Ноября 2020

15 ноября исполнилось 145 лет со дня рождения Владимира Русанова – выдающегося русского исследователя Арктики


Владимир Русанов – русский арктический исследователь. Он является прототипом капитана Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана».


Экспедиция на Шпицберген

В 1912 году Владимир Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген. Его путешествия, не знавшие неудач, и всё возраставший авторитет служили лучшей гарантией успеха экспедиции. Экспедиция отправлялась на небольшом (около шестидесяти четырёх тонн водоизмещения) зверобойном судне «Геркулес». (Геркулес – римское имя героя древнегреческой мифологии, могучего Геракла, совершившего двенадцать подвигов).

«Геркулес» был приспособлен для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двадцатичетырёхсильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами. В экспедицию вместе с Русановым отправилась его невеста Жюльетта Жан-Сессин – геолог и врач.

9 июля 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане под командованием капитана Александра Кучина, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре того же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения.

Об этом же довольно прозрачно говорил и сам Русанов в заключительной части своего плана экспедиции: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена, как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперёд вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и пройти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген и вошёл в залив Белльсунн, находящийся на западной стороне острова. Отсюда Русанов вместе с двумя матросами пешком прошёл до восточного берега Западного Шпицбергена и обратно. Этот переход, совершённый в условиях горной местности, покрытой ледником, едва не закончился гибелью Русанова: на обратном пути он провалился в ледниковую трещину и только каким-то чудом задержался на небольшом выступе на краю глубокой пропасти.

Из Бельсунна «Геркулес» перешёл в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Обследовав всё западное побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Помимо этого были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.


Последняя телеграмма

Отправив с попутным норвежским пароходом трёх человек со Шпицбергена в Россию, Русанов пошёл на Новую Землю. 18 августа в Маточкином Шаре он оставил для отправки на материк телеграмму следующего содержания: «Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

По-видимому, в телеграмме была пропущена частица «не». Следует читать «Если не погибнет судно…», что по существу и вытекает из дальнейшего текста. Телеграмма, раскрывавшая план Русанова, была последним известием, полученным с «Геркулеса».


Поиск экспедиции Русанова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров Российской империи дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Отто Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом (раннее название Северного морского пути), а остальные суда – осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Впервые в мировой истории для поисков отважных первооткрывателей использовалась полярная авиация. Лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914-1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Никифора Бегичева. Освободившись ото льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Дмитрия Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.

В течение 1914-1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» преодолели весь Северо-Восточный проход (Северный морской путь – СМП), впервые сделав это в направлении с востока на запад. Тем не менее, поиски 1914-1915 годов не принесли результата. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось.


Столб с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913»

В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чухчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе». После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» Чухчина, серебряные часы с инициалами Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.

Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли. В пользу этого предположения говорят также следы чьей-то стоянки, обнаруженные в 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Большевик. Возможно, это следы экспедиции Русанова. В 2000 году в районе горы Минина на полуострове Таймыр экспедицией Орловской гостелерадиокомпании были обнаружены следы стоянки и останки людей. Предполагается, что они также могут принадлежать членам Русановской экспедиции, в частности, капитану Александру Кучину.


Вперёдсмотрящий русский Геркулес

Знаменитый русский полярный исследователь Владимир Русанов вошёл в историю как человек, понимавший значение Арктики на десятилетия, а то и столетия, вперёд. Профессиональный геолог, он считал, что за этой территорией – будущее. Будущее, прежде всего, в интересах России. Это будущее определялось тогда и сейчас определяется неисчерпаемыми богатствами арктического региона и транспортными перспективами Северного морского пути.

Пусть память о бесстрашном мореходе и выдающемся полярном исследователе сохранят ещё многие поколения граждан России – великой и могучей страны. Именно такой видел свою Родину Владимир Русанов – русский Геркулес в Арктике.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.