Пролив неистовых широт

Пролив неистовых широт
12 Сентября 2020

Пролив Дрейка – самое штормовое место на Земле


Круизные лайнеры здесь не ходят, да и грузовые суда предпочитают другой путь, если им требуется обогнуть Южную Америку. Лишь мощные крупнотоннажные суда решаются на проход через самый опасный пролив на Земле – пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток.


Будущий сэр пролив открыл, а другой сэр назвал пролив именем сэра-первооткрывателя

Провидению было угодно, чтобы американский континент открыл испанский мореплаватель итальянского происхождения Христофор Колумб, а пролив, отделяющий этот континент от Антарктиды, – англичанин Фрэнсис Дрейк. Причём, в истории земной цивилизации то плавание капитана Дрейка в итоге оказалось по счёту вторым кругосветным – оно завершилось в 1580 году, спустя 58 лет после первой «кругосветки» португальца Фернана Магеллана. Примечательно, что уже открытый к тому времени относительно узкий по морским меркам Магелланов пролив тоже сыграл свою роль в открытии самого широкого пролива на Земле.

В конце 1577 года Дрейк был отправлен английской королевой Елизаветой I в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Дрейк руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей. Флагманским судном флотилии был 150-тонный трёхмачтовый английский галеон «Пеликан», позже переименованный в «Золотую лань».

Пройдя Магелланов пролив, Дрейк был отброшен штормом далеко на юг, где увидел безбрежные морские просторы южнее архипелага Огненная Земля. При этом выяснилось, что этот архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами не является частью Неведомой Южной Земли – гипотетического материка вокруг Южного полюса, изображавшегося на картах XV-XVIII веков. А, стало быть, два самых величественных и мощных океана Земли соединяет пролив – такой же величественный и мощный. Этот пролив между Антарктидой и Огненной Землёй лишь в ХХ веке был назван именем Фрэнсиса Дрейка.

В XVI столетии – в сентябре 1580 года – после своего возвращения в Англию с богатой добычей отважный мореплаватель и легендарный пират был встречен как национальный герой, обласкан английской королевой и удостоен ею рыцарского звания – стал сэром Фрэнсисом Дрейком. Случайно же открытый им самый большой океанский пролив получил его имя во время Имперской трансантарктической экспедиции, снаряжённой в его честь.

Эта экспедиция состоялась в 1914-1917 годах. Руководил ею выдающийся исследователь Арктики, англичанин ирландского происхождения сэр Эрнест Генри Шеклтон, который за свои героические походы к Южному полюсу был возведён в рыцарское достоинство. Именно сэр Эрнест Генри Шеклтон и назвал самый мощный пролив на Земле именем своего соотечественника – сэра Фрэнсиса Дрейка.


Ветра́, шторма́ и толща воды

Почему именно пролив Дрейка является одним из самых опасных мест на Земле? Этот пролив находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами Антарктики. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его самым выдающимся на фоне всех остальных проливов нашей планеты.

Во-первых, пролив Дрейка – самый широкий пролив на географической карте: его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Вторая особенность пролива Дрейка – это самый глубокий пролив на планете. Когда морские суда проходят через него, то под ними простирается пятикилометровая толща воды. Третья особенность этого сурового места – это постоянные и очень сильные ветры.

В южной части Земли проходит мощное и холодное Антарктическое циркумполярное океаническое течение или Течение Западных Ветров. Это единственное на нашей планете течение, которое проходит через все земные меридианы. В ряде районов течения поток воды включает всю водную массу от поверхности до океанского дна. Это течение, не встречая на своём пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость – 4 км/ч, а в проливе Дрейка выходит на свой пик – 14,5 км/ч. Поэтому всем судам, которые идут через пролив из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное встречное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения и постоянные штормы (или, как говорят моряки – шторма́).

Но и это мощное течение не так страшно, как здешние исполинской силы штормовые ветры (или, как говорят моряки – ветра́). «Неистовые пятидесятые» – именно так называется океаническое пространство между 50° и 60° южной широты. Здесь постоянно дуют мощнейшие западные ветры, нередко достигающие 25-30 м/с, то есть показателей 10-балльного шторма. По этой причине моряки, проходившие здесь под парусами в XVII-XIX веках, и прозвали это место «неистовыми пятидесятыми».


ШТОРМ


Мы говорим не «штормы», а «шторма́» –

Слова выходят коротки и смачны.

«Ветра́» – не «ветры» – сводят нас с ума,

Из палуб выкорчёвывая мачты.


Мы на приметы наложили вето –

Мы чтим чутьё компасов и носов.

Упругие, тугие мышцы ветра

Натягивают кожу парусов.


На чаше звёздных – подлинных – Весов

Седой Нептун судьбу решает нашу,

И стая псов, голодных Гончих Псов,

Надсадно воя, гонит нас на Чашу.


Мы, призрак легендарного корвета,

Качаемся в созвездии Весов –

И словно заострились струи ветра

И вспарывают кожу парусов.


По курсу – тень другого корабля,

Он шёл, и в штормы хода не снижая.

Глядите – вон болтается петля

На рее, по повешенным скучая!


С ним Провиденье поступило круто:

Лишь вечный штиль – и прерван ход часов,

Попутный ветер словно бес попутал –

Он больше не находит парусов.


Нам кажется, мы слышим чей-то зов –

Таинственные чёткие сигналы…

Не жажда славы, гонок и призов

Бросает нас на гребни и на скалы –


Изведать то, чего не ведал сроду,

Глазами, ртом и кожей пить простор…

Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор.


Пой, ураган, нам злые песни в уши,

Под череп проникай и в мысли лезь;

Лей, звёздный дождь, вселяя в наши души

Землёй и морем вечную болезнь!


Владимир Высоцкий, 1976 г. Источник: сайт Культура.РФ.


Помимо штормовых ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в Южном полушарии зима) покрыта льдом. Летом на юге пролива Дрейка частенько «гуляют» айсберги, а дрейфующие льды достигают берегов Огненной Земли.


Судоходство в проливе

Исторически пролив является кладбищем значительного числа кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времён Магеллана и до открытия Панамского канала, который оттянул на себя практически все каботажные маршруты вокруг Южной Америки. Безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения (например, танкеров и контейнеровозов класса «Панамакс»), крупных военных кораблей (например, крейсеров и авианосцев), а также подводных лодок.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.