На Сайменском канале открылась навигация-2021

На Сайменском канале открылась навигация-2021
24 Марта 2021

В межнавигационный период были проведены плановые ремонтные работы на ГТС канала


Как сообщает ФГУ «Сайменский канал», здесь открылась навигация 2021 года. После того, как финский буксир «Calypso» с помощью инновационной ледокольной энергонезависимой съёмной носовой части «Saimaa» проложил судовой ход через сохраняющийся в канале ледовый покров, первым прошедшим по фарватеру Сайменского канала судном стало торговое судно «Pinta» (под флагом Гибралтара), совершающее рейс из балтийского порта Клайпеда (Литва) в порт Иматра, расположенный на реке Вуокса в юго-восточной Финляндии.

Как известно, часть канала Финляндия арендует у России. Навигация на канале была закрыта с 8 февраля текущего года. В течение последующих шести недель финские специалисты провели плановые ремонтные работы на гидротехнических сооружениях (ГТС) как на арендуемой российской, так и на финляндской территории Сайменского канала.

В начале февраля специалисты Агентства транспортной инфраструктуры Финляндии представили российским партнёрам материалы по реализации проекта развития Сайменского канала. Проектом предусмотрено увеличение на 11,5 м в сторону верхнего бьефа длины шлюзовых камер Сайменского канала и повышение уровня воды.

В связи с увеличением длины камер шлюзов планируется замена верхних ворот с приводами и электрооборудования ГТС и проведение других работ. Для подъёма уровня воды в Сайменском канале на 10 см потребуется увеличение высоты земляных дамб и модернизация оборудования, регулирующего уровень воды (сифоны, аварийные затворы).

В текущем году планируется проведение геологических изысканий, разработка проектной документации и подготовительный этап строительства. К началу 2022 года запланировано получение всех разрешений, предусмотренных российским и финляндским законодательством.

Строительные работы планируется осуществлять с апреля 2022 года по октябрь 2024 года с остановкой движения по каналу с октября 2022 года по май 2023 года и с октября 2023 года по май 2024 года. Все строительные работы, в том числе и на арендуемой территории, будут вестись силами финляндской стороны.


Досье

Сайменский канал – уникальное по масштабу и сложности гидротехническое сооружение, объединяющее Россию и Финляндию на разных исторических этапах. Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом – 75,7 метров.

Проект соединения с Финским заливом крупнейшего бассейна Сайменской озёрной системы, богатого природными ресурсами и окружённого многочисленными населёнными пунктами, был утверждён императором Николаем I в 1844 году, в период пребывания Финляндии в составе Российской империи. Годом позже начались строительные работы.

Это была крупнейшая стройка России того времени. Длина канала составила 59,3 км – из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озера. Было сооружено 15 шлюзов. 26 августа (7 сентября) 1856 года, на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала.

В строительство канала были вложены более 12 млн серебряных марок, но эти астрономические расходы окупились быстрее, чем ожидалось – за 25 лет. До середины 1870-х годов через канал проходило 2-3 тысячи судов в год, к 1913 году их количество достигло почти 11 тысяч. Сайменский канал обеспечивал 35% грузовых перевозок Финляндии.

В 1962 году был подписан договор аренды канала Финляндией сроком на 50 лет. Финляндия арендовала 19,6 км советской части канала и прилегающую территорию. По договору Финляндия также приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить мосты и некоторые другие сооружения. Средства на это строительство выделяла Финляндия.

В настоящее время Сайменский канал для юго-восточной Финляндии является ключевой транспортной артерией, которая обеспечивает доступ местных товаров на мировой рынок и способствует экономическому росту региона и страны в целом. Только за 50 лет после реконструкции канала по нему было перевезено более 60 млн тонн грузов.

Помимо своего существенного экономического и логистического значения, Сайменский канал, часть которого Финляндия арендует у России, считается одним из самых живописных водных объектов в мире. В 2010 году Россия и Финляндия заключили новый договор, вступивший в силу в 2012 году, продливший срок аренды до 2063 года. По установленному регламенту, встречи Уполномоченных Российской Федерации и Финляндской Республики по Сайменскому каналу проходят два раза в год.

Фото: сайт Росморречфлота.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.