Инструч + Анграпа = Преголя

Инструч + Анграпа = Преголя
14 Июня 2020

А сама Преголя выходит на Калининградский морской судоходный канал


Преголя – река в России, впадающая в Балтийское море, точнее в Калининградский (Вислинский) залив. Преголя является самой длинной рекой, полностью протекающей в границах Калининградской области РФ. Преголя берёт начало от слияния реки Инструч и реки Анграпы в районе города Черняховска.


Инструч

Инструч (с ударением на первый слог) – приток реки Преголя. Длина реки – 101 км, площадь водосборного бассейна – 1250 кв. км. Инструч берёт начало на востоке Калининградской области, течёт на запад, а затем на юго-запад к Черняховску. Исток находится рядом с посёлком Правдино (Краснознаменский район), устье – в Черняховске. Там, сливаясь с Анграпой, Инструч образует начало Преголи.

От названия Инструча образовано старое название города Черняховска – Инстербург (то есть «Замок на Инстере»). Замок Георгенбург находится на краю посёлка Маевка, в 3 км от Черняховска.


Анграпа

Анграпа (с ударением на второй слог) – река в Польше и Калининградской области России. Приток Преголи. Длина реки – 169 км, площадь водосборного бассейна – 3960 кв. км. Анграпа вытекает из озера Мамры на высоте 115,8 м в районе польского города Венгожево. Далее река пересекает границу России, течёт по территории Озёрского городского округа, Гусевского и Черняховского районов Калиниградской области. В Черняховском районе в неё впадает река Писса. Далее, в районе Черняховска, Анграпа сливается с Инстручем, образуя Преголю.

Ширина реки на участке от Озёрска до Писсы – 5-12 м, глубина – 0,2-2 м. Ниже впадения Писсы и до Черняховска ширина – 7-25 м, глубина – 1,5-3 м. К 2020 году река стала несудоходной.


Преголя

Длина Преголи (с ударением на второй слог) – 123 км, вместе с Анграпой (один из важнейших притоков) – 292 км. Площадь бассейна Преголи – 15,5 тыс. кв. км. Ширина Преголи в Черняховске составляет 20 метров, в Калининграде – 80 метров. Глубина от 2-3 метров в верхнем течении и до 8-16 метров – в нижнем. В районе посёлка Озерки Преголя разделяется на два параллельных русла – Новая Преголя (северное русло) и Старая Преголя (южное русло).

Во многих местах эти русла соединяются протоками, таким образом образуется большое число островов. Последний остров перед устьем – Кнайпхоф (остров Канта) в Калининграде, за ним Старая и Новая Преголи соединяются в единое русло. На Преголе (от истока к устью) расположены следующие города и посёлки городского типа: Черняховск, Знаменск, Гвардейск, Калининград.

Преголя соединена каналом с рекой Неман. Фактически рукавом Преголи является река Дейма, которая ответвляется от Преголи в Гвардейске и впадает в Куршский залив в Полесске. Также в административный водохозяйственный район Преголи входит река Мамоновка с притоками, хотя физической связи между ними нет.


Судоходство

Преголя стала судоходной рекой благодаря дноуглубительным работам. В начале XX века устье Преголи соединили с Балтийским морем судоходным каналом. До постройки железной дороги Калининград – Черняховск Преголя имела важное значение как транспортная артерия. Сейчас её значение в этом качестве сильно снизилось. Тем не менее, коммерческое судоходство по Преголе сохраняется до сих пор.


Гидротехнические сооружения

С целью улучшения условий судоходства по Преголе в двадцатых годах прошлого века была принята программа строительства гидротехнических сооружений, в рамках которой в период с 1921 по 1926 год было построено пять шлюзов и Инстенбургский канал. Шлюзы были построены на наиболее сложном в навигационном отношении участке реки между Знаменском и Заовражным. Все шлюзы имеют стандартные размеры: 45 м в длину и 7,5 м в ширину.

Инстербургский (Черняховский) судоходный канал начинается у шлюза рядом с Новой Деревней и идёт через центр города Черняховска до русла Анграпы. Длина канала – 4 км, ширина – 7 метров.


Калининградский морской судоходный канал

Калининградский морской судоходный канал (до 1946 года – Кёнигсбергский) – гидротехническое сооружение, находящееся в Калининградском заливе. Протяжённость канала составляет 23 мили (43 км), ширина 50-80 метров, глубина 9-10,5 метров. Морской канал был открыт 15 ноября 1901 года. В 1924–1930 и в 1938–1939 годах проводились работы по углублению и расширению канала. В 1935 году в Пайзе был построен морской причал.

Канал начинается от военной гавани города Балтийска, проходит вдоль северного берега Калининградского залива до порта Калининград. От остальной части залива канал ограждён 10 искусственными насыпными островами, за исключением участка при входе в Приморскую бухту. Поросшие лиственным лесом острова защищают фарватер от наносов со стороны залива.

По каналу могут проходить суда длиной до 200 метров с осадкой до 8,0 метров, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов стивидорной компании ЗАО «Содружество-СОЯ» – с осадкой до 9,4 м и грузоподъемностью до 30 тыс. тонн. Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда.

Ранее из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С июля 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов.

Калининградский морской канал входит в портовые воды морского порта Калининград. Зона действия этих вод начинается перед морскими молами Балтийска, далее через пролив – до двухъярусного моста в Калининграде. Для входа в эту зону требуется разрешение портовых служб.

На берегах канала расположен город Светлый и посёлок Взморье. В Балтийске через пролив круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа, связывающая центр города с поселком Коса на Балтийской (Вислинской) косе. У выхода канала в Гданьский залив на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне (скульптор – Георгий Франгулян).


Использованы фотоматериалы сайтов: lpsphoto.us, Фотоконкурс.ру (Владимир ( boni2012), Культура.рф, некоммерческий фонд « Исток».



Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.