Решение принято

Решение принято

5 декабря 2001 года принято Постановление Правительства РФ №848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». В этом документе подпрограммой «Внутренний водный транспорт» предусмотрено «устранение участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации». Отмечается, что протяженность участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части Российской Федерации, в значительной степени будет сокращена при осуществлении 2 крупных инвестиционных проектов, предусматривающих:

  • строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области (пос. Козино);

  • строительство Багаевского гидроузла на р. Дон.


29 февраля 2016 года Распоряжением Правительства РФ №327-р утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года. В числе задач и мероприятий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей Стратегии, отмечена реализация проектов строительства новых гидротехнических сооружений для ликвидации «узких мест» на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Для комплексного решения проблемы ликвидации «узких мест» на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривается строительство:

  • Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге (2016 - 2020 годы);

  • Багаевского гидроузла на р. Дон (2016 - 2020 годы).

В Стратегии указано, что реализация этих проектов позволит обеспечить достижение унифицированной глубины, составляющей 4 метра, на всем протяжении магистральных водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для существенного повышения эффективности и конкурентоспособности перевозок внутренним водным транспортом, динамичного обновления транспортного флота.


6 сентября 2016 года Президент России утвердил перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей, состоявшегося 15 августа 2016 года в городе Волгограде. Первым пунктом Правительству РФ поручено:

  • в целях ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета на 2017 год и последующие годы (до 2020 года включительно) необходимые бюджетные ассигнования на финансирование проектов создания Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге и Багаевского низконапорного гидроузла на р. Дон.


Своим Распоряжением от 30 сентября 2018 года за №2101-р Правительство РФ утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В разделе «Задачи и результаты транспортной части плана» выделен федеральный проект «Внутренние водные пути» с задачей увеличения их пропускной способности. Намечены соответствующие целевые показатели:

  • увеличение пропускной способности внутренних водных путей на 19 млн тонн за счет строительства Багаевского гидроузла на р. Дон;

  • увеличение пропускной способности внутренних водных путей на 36,6 млн тонн за счет строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.


Повышение пропускной способности внутренних водных путей, прежде всего Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, – необходимое и основное условие роста объемов перевозок внутренним водным транспортом. Наличие лимитирующих участков и ухудшение качественных параметров внутренних водных путей явились основными факторами ослабления его конкурентной позиции в транспортной системе страны за последние 25 лет.

Базовой предпосылкой для восстановления и поддержания утраченных габаритов внутренних водных путей, а также создания нормальных инфраструктурных условий для эксплуатации транспортного флота является переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Мероприятия по улучшению качественных параметров внутренних водных путей предусматривают увеличение гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях общей протяженностью 27,5 тыс. км до параметров, обеспечивающих полную загрузку транспортного флота, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой и отражательной обстановкой на 18,6 тыс. км для обеспечения роста объемов транспортных услуг, в том числе за счет переключения грузопотоков с наземных видов транспорта.

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.