Открыт для посетителей Северный речной вокзал Москвы

Открыт для посетителей Северный речной вокзал Москвы
6 Сентября 2020

Вокзал вновь стал транспортным объектом и местом, где москвичи могут отдыхать круглый год


Накануне, 5 сентября, в День города Москвы, открылись для посетителей Северный речной вокзал столицы и прилегающий к нему парк. Об этом сообщил горожанам Мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра работ по реставрации.

– С праздником! С Днем города вас! Видите, какой замечательный подарок сделали мы ко Дню города, – отметил Мэр Москвы.

Он напомнил, что здание вокзала и набережная находились в плачевном состоянии и жители часто спрашивали, когда здесь будут завершены работы. «Искания, проектирования, обсуждения проектов реконструкции и восстановления. И около двух лет интенсивной работы дали свой результат. Сегодня можно сказать, такая жемчужина города возвращена москвичам», – добавил Сергей Собянин.

Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом и местом, где москвичи могут отдыхать круглый год. Кроме того, вокзал-дворец можно снова использовать для киносъемок и проведения важных общегородских мероприятий. Музей в здании вокзала станет точкой притяжения всех заинтересованных историей московского транспорта. Речная навигация в московской акватории теперь будет открываться и закрываться на Северном речном вокзале. Проект реставрации разработан по заказу Правительства Москвы.


Круиз для 1,5 миллиона человек за сезон

Здание Северного речного вокзала – уникальный памятник архитектуры 1930-х годов. Во время его реставрации удалось сохранить большинство оригинальных элементов и деталей интерьера, утраченные части были восстановлены.

Капитально отремонтировали все 17 причалов вокзала. Во время работ специалисты выровняли уровень дна, расчистив его от бытового и строительного мусора. Сейчас глубина у причалов составляет от 2,1 до 3,6 метра. Также заменили систему отбойных устройств причаливания судов 1937 года на современную и обеспечили электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки, что позитивно скажется не только на экологии парка, но и на близлежащих жилых кварталах.

Чтобы пассажирам круизных судов было комфортно, зону посадки и высадки оградили, обустроили новые зоны досмотра, доступные и для маломобильных граждан. Кроме того, выделили отдельную зону для экскурсионно-прогулочных маршрутов – с седьмого по 12-й причал. Привели в порядок и диспетчерский пункт.

Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырёх судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллиона пассажиров за сезон. Основные направления навигации – Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Москва вновь может называться портом пяти морей.


Для полноценного отдыха

На вокзале можно будет отдохнуть в любое время года. Для отдыха на набережной установлены скамейки и оригинальные сиденья в виде гальки. Для проведения культурных мероприятий создан амфитеатр на 100 человек. Одновременно по набережной протяженностью около 1,4 километра смогут прогуливаться 2,5 тысячи человек.

Главным детским аттракционом на набережной стала уменьшенная копия канала имени Москвы. Это ручей со шлюзами и подсветкой, по которому можно запускать кораблики, сделанные своими руками. «Мы сделали копию канала имени Москвы в уменьшенном виде, чтобы можно было ознакомиться, посмотреть, как он устроен», – подчеркнул Сергей Собянин.

В парке Северного речного вокзала были воссозданы и отреставрированы исторические фонтаны и скульптуры. На большой площади перед зданием вокзала расположился новый сухой светодинамический фонтан. Обустроено 11 детских и спортивных площадок, где можно поиграть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, волейбол и другие. Зимой можно будет покататься на коньках. В следующем сезоне в северной части парка откроют небольшой летний кинотеатр.


Возрождение порта пяти морей

Вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Здание было построено в 1933-1937 годах по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы, ещё до заполнения Химкинского водохранилища.

Главная тема в архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала – представление Москвы как порта пяти морей. Благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Его композиция строго симметрична. Центральная часть с главным входом и башней – это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон напоминают нос и корму, вереница колонн – огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне – это мачта, на которую еще не водрузили парус. Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, протяженность вдоль берега – 150 метров. К причалу спускается парадная лестница.

По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом речных пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек.

Однако с начала 1990-х речные перевозки стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году насчитывалось около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов. Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения и склад мебели. Здание начало крениться, в нем нельзя было находиться, и в 2010 году оно было закрыто из-за аварийного состояния.

В 2017-м Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Работы начались в августе 2018 года. В реставрационных работах принимали участие около 400 архитекторов-реставраторов со всей России, а на строительстве трудились около 800 рабочих. Процесс постоянно контролировали специалисты Департамента культурного наследия города Москвы.

В планах на ближайшие годы – построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Её длина составит 2,3 километра. Она соединит соседние районы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделённые Химкинским водохранилищем. Таким образом, время в пути для пассажиров общественного транспорта сократится в пять-шесть раз – с 45 до семи-десяти минут. Планируется, что строить канатную дорогу будут за счёт внебюджетных средств. Общий объём инвестиций превысит три миллиарда рублей.


Фото: официальный сайт Мэра Москвы.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.