Обсуждены системные проблемы отрасли водного транспорта

Обсуждены системные проблемы отрасли водного транспорта
11 Ноября 2020

Обсуждение прошло за круглым столом «Системные проблемы морского и речного транспорта через призму COVID-19»


Заместитель Министра транспорта РФ Юрий Цветков и руководитель Росморречфлота Александр Пошивай приняли участие в работе состоявшегося накануне круглого стола «Системные проблемы морского и речного транспорта через призму COVID-19». Мероприятие в формате видеоконференцсвязи (ВКС) было организовано отраслевой медиагруппой « ПортНьюс» и прошло при участии Союза транспортников России, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», Ассоциации морских торговых портов и Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта.

В рамках своего выступления Юрий Цветков проинформировал о проведённой под руководством ведомства работе по корректировке одного из основных документов, определяющих стратегию развития отрасли – Транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), отметив, что изменения в части водного транспорта коснулись двух федеральных проектов: «Морские порты России» и «Внутренние водные пути» (ВВП), а также более подробно рассказал о созданном на базе первого из них федерального проекта «Развитие морских портов». При этом заместитель главы Минтранса пояснил, что КПМИ, в котором 75% средств, предусмотренных по проектам в части морских портов, финансируются за счёт частных инвесторов, является «живым документом», в который могут вноситься коррективы в зависимости от складывающейся конъюнктуры.

В свою очередь, Александр Пошивай сообщил о проекте Концепции нового национального проекта «Внутренний водный транспорт», который на более высоком уровне продолжит миссию упраздняемого федерального проекта «ВВП». Как отматил руководитель Росморречфлота, Минтрансом России утверждён План мероприятий по разработке национального проекта «Внутренний водный транспорт», паспорт которого планируется утвердить в апреле 2021 года.

Разработка нацпроекта на период до 2030 года признана целесообразной с учётом его потенциального значения для подъёма отрасли, а также достижения таких национальных целей развития Российской Федерации как «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Александр Пошивай проинформировал, что нацпроект будет состоять из трёх федпроектов: «Развитие сети внутренних водных путей», «Развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и их инфраструктуры», «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта».

Для подготовки конкретных предложений по мероприятиям и показателям, которые будут учитываться при формировании федеральных проектов всем субъектам РФ, на территориях которых действует внутренний водный транспорт, направлен проект Концепции национального проекта. Как подчеркнул глава Росморречфлота, основные подходы нацпроекта уже концептуально одобрены Комитетом по транспорту и строительству Госдумы, а также профессиональным сообществом.

Миссией национального проекта признано развитие территорий субъектов Российской Федерации, обеспечение национальной безопасности. Как сообщил Александр Пошивай, для достижения национальных целей и национальных показателей проектом Концепции нацпроекта определены следующие цели.

Первое. Создание условий для развития территорий субъектов Российской Федерации и получение системных экономических, социальных, экологических и стратегических эффектов за счёт роста грузопотоков и пассажиропотоков, включая туристский поток, по внутренним водным путям, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов, обеспечение национальной безопасности.

Второе. Развитие сети внутренних водных путей для удовлетворения потребности в перевозках пассажиров и грузов, реализации транзитного потенциала страны.

Третье. Увеличение объёмов перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

Четвёртое. Обеспечение безопасности судоходства, улучшение технического состояния и повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений, транспортной безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, снижения негативного воздействия на окружающую среду. Предполагается, что экономический эффект будет достигнут за счёт наиболее полного использования преимуществ внутреннего водного транспорта и транспортного потенциала внутренних водных путей, ускорения доставки грузов и пассажиров, развития отечественного судостроения, развития внутреннего и въездного туризма.

Социальный эффект достигается за счёт обеспечения надёжного функционирования транспортной инфраструктуры в труднодоступных и малонаселённых территориях, где водные пути являются безальтернативными маршрутами для грузового и пассажирского потока, при повышении доступности транспортных услуг, создания дополнительных рабочих мест, повышения мобильности населения, повышения качества жизни людей, устойчивого водоснабжения населения и предприятий. Кроме того, более активное использование внутреннего водного транспорта в городских агломерациях окажет позитивное влияние на качество жизни, при том, что около половины населения России проживают и осуществляют свою деятельность в приречных регионах.

В пользу скорейшего принятия и осуществления нацпроекта по ВВП говорит и ожидаемый экологический эффект, достигаемый за счёт увеличения относительной доли водного транспорта в перевозках людей и грузов, значительного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при применении газомоторного и других альтернативных видов топлива, в том числе электродвижения, Кроме того, такой эффект также будет достигнут за счёт мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, санитарного обводнения рек, строительства современного флота.

В рамках последовавшей дискуссии участниками рынка, представителями отраслевых ассоциаций и профсоюзов была поддержана инициатива создания нового национального проекта в сфере внутреннего водного транспорта и сформулированы предложения по преодолению последствий пандемии COVID-19 на водном транспорте. Участники совещания особо отметили колоссальные убытки отрасли пассажирских перевозок морским и речным транспортом и необходимость оперативного принятия существенных мер господдержки для пострадавших компаний и предприятий.

Фото: сайт Росморречфлота, Максим Ткаченко.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.