Всеми футами – по Килю

Всеми футами – по Килю
20 Июня 2020

125 лет назад построен Кильский канал – сейчас самая загруженная судоходная магистраль Европы


Есть два пути из Балтийского моря в Северное. Первый лежит через Датские проливы, вокруг полуострова Ютландия. Второй путь напрямую – через Кильский канал. Путь через канал значительно короче, поэтому многие суда пользуются именно этим способом. Прохождение Кильским каналом экономит около суток хода. Поэтому многие судовладельцы находят целесообразным оплатить проход по каналу. Помимо экономии времени, прохождение каналом позволяет избегать морских штормов.


Ежедневный рекордсмен

Кильский канал занимает первое место в мире по количеству пропускаемых судов. Ежедневно по каналу проходят более 250 судов. Протяжённость канала – свыше 98 км, ширина – около 100 м, глубина – 11 м. Канал оканчивается парой шлюзов с каждой стороны, один из них предназначен для маломерного флота.

Кильский канал или Nord-Ostsee-Kanal был введён в эксплуатацию 20 июня 1895 года. Канал проходит по территории Германии от Кильской бухты до устья реки Эльбы. В зависимости от количества судов прохождение Кильского канала занимает 7-8 часов. Максимальная длина судов, проходящих Кильским каналом, составляет 235,5 метров, с максимальной шириной 32,5 метров. Осадка этих судов не должна превышать 7 метров. Суда длиной до 160 метров могут иметь осадку до 9,5 метров.

Официальное название канала – Североморско-Балтийский, а Кильским его называют по имени столицы северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн города Киля, где он и проходит. Моряки по-разному называют этот канал: «голубая дорога Шлезвига», «канава», «игольное ушко». С двумя последними названиями легко согласиться: во-первых, здесь вода чистотой не блещет, во-вторых, на всём протяжении 100-километрового канала есть только 12 расширений для расхождения крупных судов.

На Кильском канале действуют паромные переправы. Примечательно, что здесь есть и более экзотическая переправа – воздушная.

Денежные сборы за проход зависят от величины судна или баржи. Стоимость колеблется от 2 тысяч до 8 тысяч евро, что составляет приблизительно от 20 до 80 евро за километр. Для маломерных судов до 30 футов в длину сборы составляют от 10 до 20 евро за весь маршрут.

Существуют весьма подробные правила движения по каналу. Каждое судно относится к одной из шести групп, в соответствии с его размерами. Во время шлюзования судно пользуется услугами береговых швартовых бригад. Для прохода по Кильскому каналу обязателен лоцман и, в зависимости от размера судна, два рулевых.

Вдоль канала проложены пешеходные и велосипедные дорожки. Желающие могут сопровождать большие круизные лайнеры на всей дистанции канала, следуя параллельным курсом на велосипеде (скорость прохождения судов по каналу небольшая). На этих дорожках предусмотрены пункты питания – кафе со смотровыми площадками, которые расположены, как правило, с видами на самые живописные места канала.


Кстати о киле…

Почему говорят «семь футов под килем», когда желают удачи? По одной версии, это выражение связано с Древним Египтом, а по другой – с Древней Русью.

Начнём с Египта. Около шести тысяч лет до нашей эры в Египте уже существовал парус, хоть и примитивный. Суда тех времен оснащали одной-двумя мачтами, они не могли лавировать, из-за чего при встречном ветре они вынужденно становились на якорь, ожидая попутного ветра. Суда не уходили далеко в море, держались ближе к берегу, из-за чего часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы.

А как связаны суда Древнего Египта и семь футов под килем? Осадка кораблей того времени была не более двух метров, то есть составляла те самые семь футов. Поэтому опытные кормчие старались всегда иметь под килем два метра, чтобы не ударится о грунт даже при волне. Отсюда, как считают, пошло выражение «Семь футов под килем!», которое означает пожелание удачи.

Объяснение, которое связано с Русью. В «Толковом словаре» Владимира Даля числу «семь» отведено заметное место. Десятки русских поговорок и пословиц связаны с этой цифрой. Предположительно, пожелание «семь футов под килем» появилось на Руси из-за особого расположения к числу. Надо сказать, что на фоне версии с египетскими судами объяснение выглядит совершенно неправдоподобным.

Каково значение фразы «семь футов под килем»? Когда под килем судна есть всегда семь футов, значит, команда корабля дойдёт до места назначения, несмотря на штормы, качку, отмели и рифы. Этот флотский фразеологизм означает пожелание благополучного плавания. Он является напутствием, можно даже сказать, благословением на плавание без неприятных сюрпризов. Говорят, изначально выражение использовали, чтобы пожелать команде не сесть на мель, а со временем его стали использовать для пожелания благополучного плавания в целом. А ещё так говорят, когда просто желают счастливого пути, даже если дорога не связана с плаванием.

Семь футов под килем тебе, уважаемый читатель!


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.