Вот «мост-наоборот»
25 Июля 2020

По мосту вода течёт


Водные мосты (акведуки) – это гидротехнические сооружения, поддерживающие каналы, по которым возможно осуществлять навигацию относительно небольших судов. Они строятся над реками, долинами рек, железными дорогами или автомобильными трассами. Хотя акведуки использовались для снабжения городов водой на протяжении многих веков, их никогда не применяли для передвижения судов вплоть до XVII века, когда начали появляться современные комплексные системы каналов.


Магдебургский водный мост в Германии

Примечательный водный мост находится в Магдебурге (Германия). Это самый длинный судоходный акведук в мире, его длина составляет 918 метров. Открытый в октябре 2003 года как часть магдебурской системы водных путей, он соединяет канал Эльба-Хафель со Среднегерманским каналом (Миттелланд-каналом). Надо отметить, что и на самом Миттеллланд-канале есть водный мост. По этому акведуку Среднегерманский канал пересекает реку Везер.

Каналы Эльба-Хафель и Миттелланд и раньше встречались около города Магдебург, но по разные берега Эльбы, уровень воды в которой ниже, чем в обоих каналах. Поэтому судам, переплывающим из одного канала в другой, приходилось делать 12-километровую петлю, при этом использовать шлюзы и судоподъемники. А при снижении уровня воды в реке для нагруженных барж и этот вариант становился невозможным.

Впервые идея строительства такого водного моста высказывалась ещё в 1919 году, и к 1938 году судоподъёмник Ротензее и «быки» (опоры) моста были готовы. Однако строительство откладывалось во время Первой и Второй мировых войн. После того, как Германия была разделена в начале «холодной войны», строительство было отложено на неопределённый срок правительством ГДР. С объединением Германии его возведение опять стало приоритетной задачей.

Работы начали в 1997 году. В итоге на строительство этого водного моста через Эльбу ушло 6 лет. На него было затрачено около полумиллиарда евро, 68 тыс. кубометров бетона и 24 тыс. тонн стали. Сейчас Магдебургский водный мост соединяет Берлинский речной порт с многочисленными портами на реке Рейн.


Британский акведук Понткисиллте

Акведук Понткисиллте в Рексеме (Великобритания) был построен в 1795-1805 годах. Он потребовался, чтобы «перебросить» канал Эллесмер через долину реки Ди и соединить угольные шахты Денбишира с национальной системой каналов во время Промышленной революции.

Этот акведук стал одним из самых значительных мировых достижений того времени. На протяжении более двухсот лет он остаётся самым длинным и высоким акведуком в Британии. В 2009 году акведук Понткисиллте был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Длина акведука составляет 307 метров, ширина – 3,4 метра, глубина – 1,6 метра. Он является частью 18-километровой системы акведуков. Акведук состоит из чугунного желоба, поддерживаемого на высоте 38 метров над рекой железными арками, опирающимися на 19 полых каменных колонн. Использование при строительстве акведука чугуна и стали позволило сделать легкие и сильные арки, создающие одновременно эффект монументальности и элегантности.

Канал оказывал значительное влияние на экономическое благополучие региона во время первой половины XIX века, способствуя быстрому развитию добычи угля, металлообработки, разработки известковых карьеров и производства извести. Сланцевые карьеры в горах Уэльса и сельское хозяйство также выигрывали за счёт канала.

Сегодня по каналу больше не перевозится уголь и известь, а сам Понткисиллте является весьма популярным туристическим местом. С 1954 года канал управляется и поддерживается в состоянии, пригодном для навигации, Британским управлением водных путей.


Поворотный акведук в английском Бартоне

Этот поворотный акведук – подвижный водный мост, находящийся в Бартоне (Великобритания) на реке Эруэлл. Он «переносит» канал Бриджуотер (можно перевести как «водный мост») через канал Манчестер Шип.

Поворотный механизм позволяет большим судам проходить по каналу Манчестер Шип, а маленьким узким лодкам – пересекать его поверху. Когда большому судну необходимо пройти по каналу, железный мост длиной 100 метров и весом 1450 тонн поворачивается на 90 градусов.

Шлюзы на обоих концах желоба моста удерживают около 800 тонн воды. Другие шлюзы, уже на берегах канала, удерживают воду на прилегающих к мосту участках. Такой же поворотный мост, но предназначенный для дорожного движения, расположен здесь же, чуть выше по течению.

Этот акведук является первым и единственным поворотным водным акведуком в мире. Он считается настоящим шедевром Викторианского строительного искусства. Открытый в 1894 году, мост по-прежнему регулярно используется по прямому назначению. Ранее на месте этого водного моста был обычный неподвижный каменный акведук, который не давал пройти новым судам больших размеров. Поэтому строительство поворотного моста стало необходимостью.


Нидерландский водный мост Велувемеер 

Необычный проект моста Велувемеер – это тот случай, когда мост, предназначенный для судов, проходит не над рекой, а над оживленной автомагистралью. Этот современный акведук особенно важен для региона: он соединяет два искусственных озера, а также материковую часть Нидерландов с рукотворным островом Флеволанд.

Его ширина составляет 25 метров, длина – 19 метров. Сооружение обеспечивает непрерывное движение автомобилей, не мешая при этом водному транспорту. Идея инженеров при строительстве моста заключалась в том, чтобы и наземный, и водный транспорт мог двигаться без пробок, паромов и задержек. В день по трассе под этим водным мостом проезжают до 28 тысяч автомобилей.


Акведук Рингваарт Хаарлеммермеер

Ещё один акведук, построенный над автомагистралью – нидерландский акведук Ringvaart Haarlemmermeer. Сооружён в 1961 году. Он считается наиболее старым и одним из самых протяжённых судоходных мостов в Нидерландах. Длина акведука составляет 1800 метров.


Бельгийский Сарт-канал

Это грандиозное сооружение строилось с 1998 по 2002 годы. При строительстве применялось новшество для того времени – техника предварительно напряжения железобетона. Вес моста примерно 65 тыс. тонн.

Создание Сарт-канала стало последним штрихом в модернизации Центрального канала Бельгии, который соединяет бассейн Шельды с бассейном реки Маас. Бельгийцам было очень важным сохранить судоходство между этими реками, а перепад высот не позволял обойти эту долину. По Сарт-каналу в Хоуденге водный транспорт проходит прямо над кольцевой развязкой между №55 (Ле-Рюль-Бинш) и №535 (Ла-Лувьер-Парк) вблизи автомагистрали E19-E42 (Париж-Брюссель).


Акведук Канала имени Москвы

Судоходный акведук Канала имени Москвы построен для того, чтобы суда смогли беспрепятственно пройти между 7-м и 8-м шлюзами канала. С целью безостановочного движения транспорта по Волоколамскому шоссе Москвы в 30-е годы прошлого века было принято решение создать искусственную насыпь над дорогой и проложить канал по мосту.

С самого начала под мостом проходили две полосы для одностороннего движения. В 1944 году к ним добавили трамвайные линии и пешеходный переход. С каждым последующим десятилетием количество транспортных единиц только увеличивалось, поэтому в 1972 году под акведуком проложили ещё один тоннель.

Использованы фото: страница «живого журнала» « Мастерок», сайт FabMir.ru.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.