«Российское судоходство»: На пути к новым решениям

«Российское судоходство»: На пути к новым решениям
15 Декабря 2020

Для развития водного транспорта требуется разрешить накопившиеся за десятилетия проблемы


Автор: Надежда Малышева, директор по развитию, обозреватель, главный редактор медиа-группы « ПортНьюс»


Для эффективного развития водного транспорта в России требуется разрешить накопившиеся за десятилетия проблемы. На реке этому будет способствовать новый нацпроект по развитию внутреннего водного транспорта, на море – создание привлекательных условий для работы отечественных судовладельцев и использования российского флага. О новых решениях на фоне кризиса, вызванного пандемией, руководство отрасли и бизнесмены говорили в ходе традиционной «Транспортной недели».


На реке

На реке весь комплекс проблем «вытекает» из несовершенств инфраструктуры, на которые накладываются остальные проблемы, начиная с маловодности, перекосов тарифной политики, старения и выбытия флота и заканчивая COVID…

Достижение проектных глубин, расшивка узких мест на внутренних водных путях позволят оказывать конкурентные услуги и грузовладельцам и туристам. Уйдут в прошлое недогруз, ожидание шлюзования, отток грузов с реки, вынужденная смена маршрутов.

Завершение периода неэффективной работы судов позволит прирастить объемы транспортной работы и ускорить процесс обновления флота, ведь для принятия судостроительных решений необходимо понимание условий судоходства на длительный, не менее 10-15 лет, период. Наконец-то остановится деградация речных портов…

Именно поэтому первый из федеральных проектов, входящих в состав разрабатываемого Национального проекта по развитию внутреннего водного транспорта, – «Развитие сети внутренних водных путей». Второй – «Развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и их инфраструктуры», третий – «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта».

Президентом России В.В. Путиным по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета 28 сентября 2020 года было дано поручение рассмотреть вопрос о разработке отдельного национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта и о финансовом обеспечении содержания внутренних водных путей. В нацпроекте должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

Как рассказал в ходе «Транспортной недели-2020» в Москве руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, в результате реализации нацпроекта не должно остаться участков внутренних водных путей с ограничением пропускной способности или не удовлетворяющих потребностям перевозок, объем перевозок грузов по внутренним водным путям (ВВП) России к 2030 году планируется увеличить в 1,7 раза – до 200 млн тонн в год.

Впрочем, все это – пока только планы и ожидания. В настоящее время содержание внутренних водных путей финансируется ниже нормативов, проект Нижегородского гидроузла притормозился, а проект Багаевского гидроузла – подорожал. Так, по словам главы Росморречфлота, «выход на нормативное финансирование содержание внутренних водных путей планируется лишь в 2023 году и то при условии, что все будет идти так, как задумано». Предварительно скорректированная стоимость строительства Багаевского гидроузла составляет уже 29 млрд руб., а заключение Главгосэкспертизы по этому проекту ожидается лишь в феврале следующего года. Решения проблемы низкой водности в Нижегородской области на сегодня нет: все проекты в стадии длительного обсуждения.

В части флота на ВВП тоже не все просто. Хотя меры господдержки, такие как субсидирование части процентных ставок по кредитным и лизинговым платежам, а также судовой утилизационный грант дали ощутимый положительный эффект, проблема с обновлением флота внутреннего водного транспорта все еще стоит очень остро. Так, по оценкам Росморречфлота, минимальная потребность в новом флоте внутреннего водного транспорта составляет порядка 900 судов к 2030 году. В том числе необходимо строительство 680-700 грузовых судов (включая минимум 300 самоходных), 40-45 пассажирских, 175 судов технического флота. Сейчас средний возраст судов внутреннего водного транспорта составляет более 40 лет. Количество годных к эксплуатации судов – немногим более 23 тыс. ед.


Ожидания

Подводя итог, можно сказать, что ситуация в сфере водного транспорта России остается непростой и усугубляется последствиями пандемии. От нового нацпроекта компании речного сегмента ожидают не только развития инфраструктуры ВВП, но и действенных мер, стимулирующих рост транзитных и экспортных перевозок, развития внутреннего и въездного туризма, а также цифровизации услуг и сервисов внутреннего водного транспорта. Наиболее пострадавший пассажирский сегмент речных перевозок надеется на продление  государственных мер поддержки отрасли. А руководители морских круизных терминалов заявляют о невозможности выбраться из кризиса без поддержки государства.


Источник. Фото: сайт «Транспортной недели-2020», Максим Ткаченко.


Галерея

Багаевский гидроузел - судоходное гидротехническое сооружение XXI века, обеспечивающее транспортную эффективность и экологическую безопасность, восстанавливающее рыбные запасы Дона.